Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


19 августа отметили праздник Преображения

Святое Преображение - настолько важное событие в Евангельской истории, что оно одно изо всех чудес, совершенных Господом, выделено как Господский праздник. Почему? Во всех остальных чудесах, совершенных Господом, открывалась любовь Божия к людям, - будь то насыщение 5 тысяч хлебами, укрощение бури или даже воскрешение мертвого. Но здесь, как и в Крещении, открывается иное: внутрибожественная Тайна отношений Лиц Святой Троицы. "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Того послушайте", - слышат апостолы въяве Голос Бога-Отца. Это - явление Божественной славы, сокрытой Сыном, Превечным Логосом, в Своём добровольном уничижении. Явление, Откровение Божественной любви как фаворского света, как божественной благодати. Когда пришло время богословского осознания, это чудо стало отправным фактом нового догматического определения, точнее сказать, нового вида мышления - это богословие Энергии, парадоксального Действия Божия в мире, в Своём творении. Сегодня западное схоластическое богословие, зашедшее в тупик со своими "неподвижными" категориями, переживает бум увлечения восточнохристианским энергийным философствованием, ощущая в нём то свежее дуновение жизни, которое слепо нащупывалось в психологии Фрейдом и его последователями и Шопенгауэром в философии. И, подобно тому, как Евангелие понятно и увлекательно и для безграмотной крестьянки, и для ученого-богослова, так и событие Преображения свидетельствует для всякого человека, любого уровня - Бог во Христе пребывает, в Человеке живет и действует Его слава, Его свет, Его жизнь! Апостолы лишь передали ЖИВОЙ ОПЫТ того, что видели сами, очевидцами чего были. Можно бесконечно черпать из этого неоскудеваемого источника. Хотя бы взять одну деталь: "и просветилось лице Его как солнце, и одежды его стали белы как СВЕТ". Одежды... Это ведь что-то совсем неодушевлённое. Но нет, ведь одежда ВЫРАЖАЕТ мой внутренний мир. Я не захочу появляться в определенного рода одежде, "не моей". А потому и она у Христа сияет Божественной славой. Вот отправная точка почитания святых мощей - материя, облагодатствованная Святым Духом, тоже носит Его печать. Или вот, заключительные слова Господа апостолам, когда они сходили с горы Преображения: "Никому не поведывайте о чуде, доколе Сын Человеческий не воскреснет".  Что это, самоуничижение? А ведь это предупреждение и нам, Его последователям через века: МЫ не должны начинать с чудес, с проявления Славы Божией, при возвещении Евангелия. Поверьте сначала в победу Жизни над смертью, Добра над злом, и тогда уже узрите славу Божию. Пока душа не возжаждет этой Победы, пока будет трусливо выжидать, на чьей же стороне перевес, внешней силы или внутренней, до тех пор она не способна узреть Божией славы, Божией любви. Только принятие Его Воскресения и Грядущаго Царствия как наступающего отверзает наши духовные очи, и мы начинаем видеть сбытие Божественного видения: "видите, как нива готова к жатве!" Бог не в рукотворённых храмах живет. Вы сами созидайте себя живыми храмами для Духа Святого! Вот страшное откровение Преображения о нас самих. И плоды этого откровения явственны: апостолы жизни свои, не задумываясь, - с радостью! - отдали за Господа. И святые мученики, оглашенные их евангельской проповедью. А мы..? Трусливо боимся перекреститься. Поэтому, как иудеи, надеемся на чудо - да подаст Господь насыщение, исцеление, "хлеб насущный", работу, здоровье. "Сойди с креста, и уверуем в Тебя..." А кто из нас ТАК молится, что может с апостолом Петром сказать: "Господи, хорошо нам здесь быти"!? Так восплачемся же, братие, что мы с Вами такие нищие, скудные, самоокраденные - по малодушию нашему мы даже НЕ ХОТИМ вкусить славы Божией! И ведь это о нас сказал преп. Симеон Новый Богослов, что те, кто не вкусили сладости Богообщения, ещё и веры не имеют...

2020 г.



14 августа (1-го по церковному календарю) - память Изнесения Древа Животворящего Креста

Сегодняшний праздник имеет историческое основание, является, можно сказать, благодарственным днём византийского народа. В 1164 году была в Константинополе, столице Византии, сильная эпидемия. Для помощи от неё на улицы вынесли животворящее Древо Господне, хранившееся в императорской церкви 12-ти апостолов, совершили множество молебнов (не боясь заразиться друг от друга, как сегодня!) как Кресту, так и Матери Божией, и болезнь отступила. С тех пор в этот день всегда совершается поклонение Кресту и водосвятие, а в нашей Русской православной церкви ещё и освящение мёда, потому что заканчивается летний период, становится прохладнее, и все хозяева откачивают в это время первый мёд. В нашем храме свой чудесный луговой мёд принёс для освящения Владимир Николаевич Серников. Благодаря этому у наших прихожан есть редкая в наше время возможность попробовать натуральный свежий мёд, мы все ему очень благодарны за его благородный труд с пчёлами,  дай Бог ему многая и благая лета!

2020 г.



Память равноапостольной княгини Ольги

24 июня (это 11 июля по церковному календарю) совершается память святой равноапостольной княгини Ольги. Жаль конечно, что её святые мощи не сохранились до нашего времени, как, впрочем, приходила в забвение и сама её память в XVI-XVIII веках, но потом, с возрождением исторического самосознания, была восстановлена. Замечателен сам образ этой святой правительницы, супруги великого воина князя Игоря, прибивавшего свой щит на воротах Царь-града, и матери ещё более великого Святослава, сокрушившего могущество иудаистской державы Хазарии. Однако её духовные заслуги гораздо более важны и памятны её правительственных дел (как мы помним, отомстившей древлянам за убийство своего мужа). Она, в первую очередь, одной из первых среди князей Русских приняла христианскую веру (предположительно, её принимали и предшественники Рюрика Аскольд и Дир). Во-вторых, она насаждала эту веру в родной земле, так что во времена Святослава в Киеве уже действовали православные храмы, и в Пскове был заложен собор Святой Троицы. Наконец, она воспитала внука Владимира, которому запала на сердце её мудрость, и факт её воцерковления оказался решающим в важном моменте выбора им для себя и государства веры. Совсем немного, можно сказать, "точечно" приоткрывается нам из скупых строк сохранившихся летописей её образ, но чудо молитвенного общения позволяет нам чувствовать её личность, ощущать её покровительство и материнскую заботу, приникать к её мудрости и пламенной вере и научаться святости. И больше всего ощущается это на псковской земле, где народное предание даже хранит место её рождения и девических молитвенных подвигов с. Выбуты с древним Ильинским храмом и источником. Если в сердце есть желание хоть чем-то отблагодарить матушку Ольгу за её святой подвиг жизни, приезжайте в это святое место, не пожалеете, Господь сторицею воздаст за наше малое усердие!

2020 г.



17 июля - день страдания святых царственных мучеников

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге было совершено страшное преступление, без суда и следствия расстреляна вся царская семья, включая несовершеннолетнего царевича Алексия и верных до конца слуг. Нам полностью так и не открыта суть происшедшего, потому что всё это было связано с сатанинскими играми мировой финансовой верхушки, направившей секретные телеграммы Свердлову с приказами об устранении Романовых. Так и не знаем, почему останки пришлось спешно сжигать, ведь явно что-то пытались скрыть, почему в расстрельной комнате осталась надпись на иврите, почему Ельцин, американская марионетка, отдал распоряжение уничтожить саму комнату. Только ответы, какие бы они ни были, не изменят сути подвига царских мучеников, которые были образцом православной семьи, верной своему христианскому и патриотическому долгу, которые были ненавидимы либеральным окружением за эту верность и по-христиански до конца остались верны Матери-Церкви и Отечеству в своём исповедничестве. Мы чтим их подвиг и будем в ночь их гибели совершать Всенощное бдение, с 22 часов. Ждём Вас, дорогие, на этой памятной службе.

2020 г.



C наступившим праздником св. апп. Петра и Павла!

С последним воскресением, 5-м по Пятидесятнице, совпал великий праздник, память св. первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день мы сначала слушали рядовое воскресное чтение об исцелении Господом Гадаринского бесноватого, впечатляющее повествование о великой бесовской силе и превосходящей её силе Божией. Прочитали и толкование свящ. Владислава Свешникова о том, что настоящими бесноватыми были жители той страны, которые попросили Господа отойти от них. А вторым Евангелием читали из Матфея - об исповедании апостолом Петром Иисуса Христа как Сына Божия.

Конечно, в день великого праздника святых апостолов Петра и Павла мы не можем не говорить об апостольском служении Церкви. Думая о нём, мы как правило представляем себе патриархальных седобородых мужей-отцов, основателей множества поместных церквей. Они должны быть величественнее и патриархальнее самих наших сегодняшних иерархов, таких например, как наш патриарх Московский Кирилл или, положим,  патриарх Иерусалимский Феофил... Но в том-то всё и дело, что это только в нашем представлении. Вглядимся в скупые, целомудренно сдержанные строки Нового Завета. Вот, например, плачущий рыбак Петр. Большой ребенок - пламенный и нежный, ошибающийся и кающийся. "Сатана просил, чтобы я сеял Вас как пшеницу, но ты, некогда обратившись, утвердишь братий твоих..." Но насколько отстоит от этого образа Его  святой лик руководителя Римской церкви, который вдруг раскрывается в соборных посланиях, когда на плечах этого недавнего "простолюдина" появилась ответственность за ВСЮ церковь. "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник славы, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследиием Божиим, но подавая пример стаду..." Или вот слова святого Павла, описывающего свои апостольские будни: "...Был я в опасностях в пустыне, на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах. Кто не изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?.. посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен..."

Что же раскрывается нам за этими немногими намёками? Образ любящего Отца, бдящего над капризным ребенком. Образ наседки, собирающей разбегающихся цыплят... Образ слуги, предающего себя на тяжкие труды за любимого Господина... Их простота и сила любви обескураживают нас. Разве сегодня мы встречаем такую любовь от наших родителей или пастырей? И сами не замечаем того, с какой легкостью и готовностью мы ставим себя в ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ. Как нам не хватает любви!!! Но... Но кто же из нас поставит себя в положение Родителя? Мы всё мним себя ЧАДАМИ церковными, хотя уже давно нам подобает отвергнуть младенческую пищу "новоначальных" и вставать в иное положение - добровольно, самим, своими слабыми духовными ножками "устроять из себя живые храмы для Господа". Что мы всё ищем опоры, если от нас Господь ждёт, чтобы мы сами становились фундаментом Церкви?! Апостольское служение мы призваны все сделать своим служением, потому что нашими делами славится или подвергается поношению имя Господне среди язычников. Мы сами подаем пример для своих детей. Нам давно пора жить подобно ИМ, распиная добровольно себя, "чтобы явился в нас Христос". Как остро апостол Павел сознает свои немощи! Он, избранный сосуд благодати Божией!.. Так разве наши немощи помешают нам стать таким сосудом? Нет, нам мешают наши собственные малодушие, безответственность, нежелание принять "благое иго Христово". И мы безответны перед их любовью, мы будем судимы ИМИ, их примером, их верой, их бесконечной самоотверженностью. Не будем этого забывать и помолимся Им, живым, победившим смерть, дать нам СИЛУ, ВЕРУ, РАЗУМ, НАДЕЖДУ И ЛЮБОВЬ.

2020 г.



Поздравляем всех православных с праздником Святой Троицы!!!

В этом году 50-й день от Пасхи приходится на 7 июня, когда мы празднуем Пятидесятницу, воспоминание схождения Святого Духа на апостолов. В их лице в этот момент родилась на земле Святая Церковь, продолжение Христовой жизни в этом мире. Так что праздник этот, как он ещё называется - Троица - есть День Рождения Церкви. Святой Дух составляет основу её бытия, именно Он приобщает нас таинственно Христовой жизни, отчего мы становимся участниками Его вечности, имеем надежду быть "ветвями на Лозе", то есть быть единым организмом со Христом. Для сознания современного человека, с его обострённым индивидуализмом, чувство живой причастности ко Христу почти недоступно, поэтому и единство Церкви сейчас подверглось особому удару. Мы можем пожелать нашим прихожанам и друзьям углубления непосредственного чувства соборности, прежде всего, через переживание единства своего рода, семьи, как "малой Церкви", без чего невозможно подлинно церковное отношение к жизни. Праздник 50-го дня от Пасхи называется Церковью Днём Святой Троицы, потому что с этого дня была открыта полнота Боговедения: третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой, явно проявил Себя в жизни апостолов, последователей Сына Божия, как второго Лица Святой Троицы.

Наш сегодняшний праздник, в качестве Пятидесятницы, имеет древнейшее происхождение. Со времён пророка Моисея он установлен в Ветхозаветной церкви как 50-й день после Пасхи, когда святой пророк получил Синайское законодательство. Конечно, на Святой Земле он имеет и календарное народное значение как праздник благодарения Бога за урожай, принесение Ему "первого снопа". Дело в том, что посев зерновых на востоке Средиземноморья происходит уже в марте, и потому в начале июня начинается сбор этих культур (вспомним, что там, на юге, летнее солнце выжигает всю траву). Этот народный смысл оказался ключевым для нового, христианского понимания Дня Святой Троицы - это праздник "духовного урожая", принятия Святого Духа апостолами, которые принесли Богу плод своей верности - святость. Став очевидцами Славного Воскресения Своего Бога и Учителя Иисуса Христа, они были готовы пойти на проповедь Новой жизни, но человеческих сил для этого не было достаточно. Бог, видя чистоту и готовность их сердец, "облёк их силою свыше". Теперь св. апостол Пётр, недавно сидевший за закрытыми дверями "страха ради иудейска", исходит на проповедь Воскресшего Господа, и его бесстрашное  пламенное слово обращает сразу несколько тысяч человек ко Христу.

Ещё один аспект Пятидесятницы: это - противоположное событие Вавилонскому столпотворению. Если там человеческий род, за усилившийся отход от Бога, был наказан "смешение языков", то здесь мы видим исцеление человеческого рода в Церкви через восстановление единства: проповедь апостола Петра каждый народ слышит на своём наречии. Эта мысль наиболее ярко выражена в кондаке праздника: "Егда снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний (В ту пору, сойдя, Всевышний, разделив наречия, смешал народы;). Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва (Теперь же, когда раздал Духа в огненных языках пламени, всех призвал в соединение). И согласно славим Всесвятаго Духа".

      Напоминаем, что с 15 июня наступает ПЕТРОВ ПОСТ. Он - нестрогий, кроме среды-пятницы благословляется вкушение рыбы, для монашествующих - по выходным.

2020 г.



C праздником Вознесения Господа нашего Иисуса Христа!

В согласии со свидетельством Священного Писания, на 40-й день Пасхи, а это всегда бывает в четверг 7-й седмицы по Пасхе, Церковь совершает праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. По свидетельству евангелиста Марка, воскресший Господь, после беседования с учениками, "вознёсся на небо и воссел одесную Бога" (Мк.16.19).  Также кратко пишет св. Евангелист Лука в своём Евангелии, что Христос, явившись ученикам воскресшим, уверил их в истинности своего Воскресения, вкусив вместе с ними пищу, обещал им облечься "силою свыше" (это - о Духе Святом), а потом "вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк.24.51). Спустя некоторое время этот же Евангелист написал книгу Деяний, в которой рассказал о событии более подробно. После того, как Христос 40 дней по Воскресении являлся и учил учеников о Царствии Божиии, Он вывел их на гору Елеон, и там "...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали два мужа в белой одежде и сказали: "Мужи Галиллейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1: 9-11).

Значение события Вознесения надо рассматривать к контексте проблемы СВОБОДЫ. Важно то, что после Своей казни на Кресте Спаситель не являлся Своим убийцам, даже Пилату, который явно не желал убивать несправедливо Обвинённого. Он являлся исключительно верным ученикам Своим, тем, кто ЖАЖДАЛ Его видеть, для кого было важным увериться в истинности Воскресения. И таких, кто лично видел Господа воскресшим, оказалось более 500 человек! Но и даже после Своего Вознесения Господь явился, как мы знаем, гонителю христиан Савлу, будущему апостолу Павлу. А чем это Его Явление принципиально отличается от видения Господа преподобным Серафимом Саровским или преп. Силуаном Афонским? - Ничем. Господь и сейчас, спустя две тысячи лет, продолжает являться Своим верным, утверждая нас в реальности Вечной Жизни, в Победе, победившей Саму смерть!

И сегодня нам важно понять ещё одну вещь: с Вознесения Господня начался СУД над миром. Как мы вчера, в день отдания Пасхи, читали во Святом Евангелии слова Господа: "Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий Меня имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ио, 12.47-48). Одно дело, жить в мире до Креста и Воскресения - победа Добра не очевидна, Смысл истории ещё не явлен. Но мы живём во время, когда Бог ВСЁ СОВЕРШИЛ, необходимое для нашего спасения, ответил на все вопросы, указал путь и даже дал силы по нему идти. Эта сила - благодать Духа Святого, которая излилась на апостолов в День Пятидесятнцы и сделала их способными возвещать наступление Его Царствия. Вот почему сказал Господь: "Кто не против нас, тот за нас", - кто не противится Богу, пока ещё Его сила не открылась, сумеет принять Его, когда эта сила придёт к нему. И мы сегодня призваны участвовать в этом великом деле апостольского служения: призваны исполняться опытом Богообщения и свидетельствовать об этом миру, "яко благ Господь!" 

2020 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>