Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


C Днём Великой Победы!

Сегодня - День Победы, тот день, когда мы обращаемся мыслью к РИТУАЛЬНОМУ СОБЫТИЮ - параду Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. Хотя 9 мая, после объявления Победы по радио, тысячи москвичей пошли на Красную площадь, и там был настоящий народный праздник, однако закрепляющей вехой стал ПАРАД ПОБЕДЫ. Это событие, конечно, было сродни тому, что совершается и в Церкви, это было ритуальное государственное мероприятие, долженствующее УТВЕРДИТЬ в сознании людей ФАКТ нашей победы над фашизмом, Германией и её союзниками. Оно было подготовлено за месяц и включало в себя даже ритуальные действия Римской и Византийской империй (повержение знамён побеждённых воинских подразделений противника и вынос 10 особых штандартов). С тех пор в каждом даже малом городке родной страны 9 мая проводится мини-парад Победы, с участием силовиков района. А последние годы развилась замечательная традиция - проводить марш "Бессмертный полк". И, конечно, отказ от этого мероприятия в настоящем году в столице ТОЖЕ СИМВОЛИЧЕН. У псалмопевца Давида есть глубокая мысль, выражающая Божие наказание нечестивому народу: "Тамо убояшася страхом, идеже не бе страх" (о страхе см. на нашем Форуме). Неужели мы уже стали недостойны памяти славных предков?!

(Как нам оказаться достойными, об этом см. проповедь на Панихиде в день Победы).

2020 г.



Слово на панихиде в День Победы

Сегодня мы совершаем память всех тех, кто отдал жизнь за Победу. Не просто победу в войне - в страшном по масштаблу и напряжённости поединке с МИРОВЫМ ЗЛОМ. В первые месяцы войны ещё была неясность у людей, ЗА ЧТО сражаться? Для некоторых немецкий народ казался носителем культурных ценностей. И в плен сначала сдавались СОТНЯМИ ТЫСЯЧ. Но когда увидели, во что под пропагандой Геббельса превратился немецкий народ, тогда вздрогнули от Духа зла и ненависти, тогда поняли СВЯТОСТЬ БОРЬБЫ. И с распространением этого Духа неприятия фашистской чумы началась мобилизация внутренних сил нашего народа как народа христианского. Сталин это понял, и потому в1943 г. открыл храмы. Уже не секрет, что из разорённой репарациями и революцией 1919-20гг. страны Германия стала военным колоссом всего за 6 (!) лет правления А.Гитлера, который был ВЗРАЩЕН МИРОВЫМ КАПИТАЛОМ. Кто знает историю, представляет, как за 30 лет до того на Дальнем Востоке так была взращена Япония. Это было всё организовано для противостояния НАШЕМУ ХРИСТИАНСКОМУ НАРОДУ. Ярким подтверждением того, что Британии и Штатам НЕ НАДО БЫЛО бороться с фашизмом, является тот факт, что 2-й фронт был открыт ТОЛЬКО в 1944 г. с одной целью - УМЕНЬШИТЬ ВЛИЯНИЕ РОССИИ после неминуемой победы. Эти англосаксонские страны, их правительства давно являются преступниками не меньше фашистов, взять хотя бы опиумную политику Великобритании или искусственно созданную Великую стагнацию 1929-30х гг. (об этом хорошо написано в книге Д.Колемана "Комитет 300"). На примере Победы они увидели, какова сила Духа нашего народа, которого даже через 25 лет после безбожной революции оказалось не взять. Однако "удерживающий", т.е. правильно понимающий духовные законы Правитель был уже уничтожен, и потому МИРОВОЕ ЗЛО приняло новый план, КАК добиться своего торжества - они, законодатели мира, перенесли войну из области прямого противостояния в область духовную. Ведь народ, потеряв веру, становится СЛЕП. Они стали растлевать нашу правящую элиту (партийную номенклатуру), и то, что им это УДАЛОСЬ, показала ПЕРЕСТРОЙКА - сынки партийных боссов не постеснялись разорить великую державу и разграбить НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ. Если Чубайс не постеснялся за копейки скупить всю ЭНЕРГОСИСТЕМУ страны, которую с величайшим всенародным напряжением создавали вплоть до конца 80-х годов - что говорить?!

              Единственное, что пока не удалось им, проводникам воли Самого Дьявола - до конца уничтожить веру в наших сердцах, внуков и правнуков тех, кто не пожалел своей жизни ради победы на злом. Эта вера, сохранённая тайными героями в годы сталинских и хрущёвских гонений на Церковь, снова оживает в наших сердцах и снова страшит врагов Божиих. Ведь в середине 90-х стали такие многотысячные крестные ходы проходить по Москве и Санкт-Петербургу, что их поспешили запретить. Поэтому терпение тех, кто в 50-60-е годы продолжал сохранять веру и передавать её своим детям, можно сравнить с подвигом тех, кто проливал кровь на фронтах Отечественной войны. Мне бабушка в начале 70-х годов вполголоса рассказывала о том, как арестовывали руководителей подпольных домашних религиозных собраний, и как их дети отказывались вступать в пионеры. Я не отказался, но завидовал крепости их духа. Наша благодарность им велика, и если мы хотим как-то её проявить, нам НАДО БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ их памяти. Надо не только свято помнить каждое имя и поминать их каждый день, преодолевая пыль забвения, но и каждодневно учиться преодолевать себя, свой эгоизм, учиться служить людям.

             Сегодня наши правители с лёгкостью отказались от празднования Победы, потому что в душе у них её уже нет, они давно порабощены МИРОВЫМ ЗЛОМ. Они принимают законы, подслеповато борясь за свои кошельки, НЕ ДУМАЯ о благе простого народа. Вопиющий пример - продолжающееся разорение села и сельского хозяйства. Уповают на продовольственные поставки, которые так легко прекратятся при нынешней ситуации нарушения привычных экономических рычагов! И вся наша крепость при этих испытаниях в том, НАСКОЛЬКО МЫ СВЯЗАНЫ с землёй, сможем ли САМИ обеспечить себя хотя бы продовольствием и теплом. (О готовящейся ситуации краха хорошо сказано в статье американского экономиста, кот. мы приводим в разделе Наша община. О неоправданности "экономического закрытия" жизни стран, повергшихся насильственной карантинизации, хорошо пишет д.э.н.В.Катасонов https://www.fondsk.ru/news/2020/05/17/blokirovka-ekonomiki-v-uslovijah-covid-19-provokacija-globalnogo-masshtaba-50892.html). А законов, помогающих выжить сельским труженикам как экономическим единицам, НЕТ. Больше того, все земельные угодья, все хорошие земли уже втихомолку проданы. Но им это всё равно, у них ведь собственность за рубежом, и капиталы в швейцарских банках. Ничего, скоро они убегут туда, где их сердца и умы, а нам жить на земле дальше, и растить своих детей и внуков. А потому надо набираться мудрости и терпения и, что самое важное, учиться БЫТЬ ЗАОДНО, помогать друг другу! А этого пока, увы, так мало среди нас. Куда больше зависти и безразличия. Но всё это побеждается только духовным трудом, исповедью и молитвою. Так будем трудиться для сохранения достояния наших доблественных предков!

 

 

2020 г.



Мысли в неделю о расслабленном

4-е воскресение по Пасхе (если саму Пасху считать 1-м) посвящено евангельскому рассказу (Евангелие от Иоанна, глава 5) об исцелении Господом человека у Силоамской купели, который 38 (!!) лет лежал там парализованный в ожидании исцеления. Надежда его состояла в том, что раз в год происходило "возмущение воды", и кто первым после этого сходил в купель, получал исцеление от любой болезни. Начало этого отрывка читается всякий раз при Освящении воды.

Обращают на себя внимание две детали этого удивительного повествования. Прежде чем совершить над больным Своё чудо, Господь его спрашивает: "Хочешь ли цел быти?" Казалось бы, человек столько лет живёт при этом источнике, его желание - очевидно. Но важен диалог души с Богом. Парализованный объясняет Иисусу свою нужду в помощнике, что нет никого, кто бы помог ему сойти, нет, другой вперёд него входит в воду и получает исцеление. И так каждый раз! И тогда Спаситель действует поистине с Божественной простотой: Он даже не протягивает руки и не возглашает "Исцелись!" Он просто говорит: "Возьми твой одр и ходи". И тотчас больной выздоровел, взял свою постель (каждый из нас представляет, что такое "постель" паралитика) и понёс её, думается, чтобы выбросить на свалку за ненадобностью.

И второе. Возникает конфликт между повелением Господа и общественными установлениями. Дело было в субботу, когда среди иудеев действовали ритуальные "ограничения". Очевидно, пункт сбора мусора был достаточно далеко, дальше, чем 200 дозволенных в этот день шагов (причём без всякой ноши!), почему бывшему паралитику и сделали строгое замечание за нарушение субботнего покоя. Отчего Господь дал исцелённому такое повеление? Разве не Он Сам говорил, что Он пришёл не нарушить Закон, но исполнить? И что даже малейшая буква из закона "не прейдёт" в Его деятельности? Многократные обличения Господом формализма в заповеди о субботнем покое (например, в синагоге Назарета: "неужели каждый из вас не отвязывает осла в день субботний и вед, напаяет?"), показывают, что к Божественной заповеди были примешаны бессмысленные человеческие установления, значение которых перед Создателем закона было ничтожным. Какая печальная закономерность действует в человеческом роде! Буква закона мертвит, животворит только дух, и как трудно нам всё пронизывать этим духом! Ведь та же самая проблема имеется даже в нашей, дарованной Самим Богом христовой вере - и мы, ученики Христовы, так легко сползаем в мёртвую обрядность (назовите мне храм и чтеца, который каждое из 40 "Господи, помилуй" наполняет духом)?! Иисусу было важно оторвать человека от всех символов его прежней "мёртвости", и первым из них был этот провонявший одр. Но корень нашей мёртвости есть грех, почему Господь предупреждает, встретив этого человека немного позже: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего". Какие важные для нас, для понимания нашей жизни слова! Ведь сколько раз мы даём Богу, после обличений наших поступков совестью, внутренние обещания Ему, и как быстро о них забываем! Есть разные толкования отцов на это место, о предупреждении Господнем расслабленному, но само Евангелие говорит, что когда тот объявил, что исцелившим его является Иисус из Назарета, "иудеи стали гнать Иисуса и искали Его убить за то, что Он делал такие дела в субботу". Слова "стали гнать" явно указывают на связь доноса исцелённого и земных трудностей Господа. Какое предупреждение нам! Как часто, умолив Господа вернуть нам нашу удачу, мы всё свое вдохновение обращаем на наши чисто земные цели, забывая об Источнике наших сил, о Его Божественной воле, о том, что Он как нищий стоит ждёт, кто же пожелает "пойти для Него"? О Боже, прости наше нечувствие и своеволие!!!

2020 г.



Cо Светлым Христовым Воскресением!!!

Дорогие, драгоценные мои чада! Всех Вас поздравляю с Пасхой Христовою, Его Всеславным воскресением из мертвых!

В ночь с 18 на 19 апреля в  наш храм пришли почтить святые часы, в которые Источник Жизни победил смерть, около 25 человек. Из них 17 человек причастились Святых Христовых Тайн, приобщившись Вечной Жизни в Господе. Воскресение Христово, воистину, праздников праздник, сердцевина нашей веры, ведь, по слову св.апостола Павла, "если Христос не воскрес, то тщетна наша вера". Именна эта вера есть таинственный источник духовной силы нашего народа, всех неформальных членов нашей Церкви. Христос освободил нас и от рабства греха, и от страха смертного, потому что явил Собою торжество Божественной Любви над всеми формами зла. Эту неизреченную радость о всепобеждающей Жизни трудно выразить адекватно, все слова слабы для того, когда видишь, как "жизнь жительствует". Христос воскрес, дорогие!

Попразднство Пасхи продолжается 39 дней (40, если включать саму Пасху), до Вознесения. И во все эти дни звучит в храмах и на улицах между христианами радостное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" А в последний его день, в среду перез Вознесением, служится снова последование пасхальной заутрени, для обнловления и закрепления пасхальной радости на весь предстоящий год. Ждём Вас на наших службах.

 

2020 г.



Страстные дни

Сейчас мы вместе с Церковью переживаем последние дни и часы земной Жизни нашего Господа. Пожайлуй, основным нашим чувством в это важное время является чувство вины, возникающее в ответ на Его слова Своим самым близким ученикам, которых Он пригласил побыть вместе с Собой во время Гефисманского моления, а они - уснули: "Что же вы не могли один час бодрствовать со Мною?" И усталость от забот, и сон буквально сваливают. Думаешь: хоть бы последнюю ночь Его жизни провести вместе с Ним в молитве. И не получается. Мы хотим быть с Ним, а не получается, так мало зависит от нас! И начинаешь догадываться, как страшно Он был ОДИНОК в Своём предсмертном томлении. Все, кто Его хорошо знали и любили - Пречистая Матерь, друзья, пламенный Пётр, юный нежный Иоанн - все остались там, в ночной мгле, а Он лицом к лицу со смертной мукой, так что "кровавый пот" выступает на Его теле. Одно утешение: что скоро, пожалуй, скоро, придёт и МОЙ ЧАС, когда вот так, до кровавого пота, я буду задыхаться от моей предсмертной болезни, когда сердце будет стучать в ушах, лёгкие уже без сил не смогут дать воздуха, судорога скрутит члены, будет всё ужаснее, всё более бешенно колотиться уставшее сердце, и - я верю! - Он Сам тогда склонится надо мной. Я Его оставил, а Он даже не обиделся. Он не оставит меня,  потому что Я Его сын, я Ему родной! Я малодушен, а Он - велик в своей Милости. Я не умел Ему сочувствовать, а Он горяч в Своей любви, я при жизни был душой мёртв, а Он и после смерти, после Креста Своего - Сама Жизнь. Боже, согрешил я перед Тобою! Не развил тот талант, который Ты с таким доверием мне вручил. Я не упас детей моих, не плакал над ними ночи напролёт, не ложился поперёк их грешных путей. Я не нашёл сил ДО КОНЦА, как Ты на Кресте, отдать свою жизнь за них. Твоя беспредельная любовь судит моё скудодушие. Неужели Ты не помилуешь меня? Так близок мой последний час! Как мне успеть принести хоть каплю из того плода, что Ты так терпеливо ждёшь? Боже мой, вразуми меня!

2020 г.



Наступил двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Почему события входа Господа во Святый град вошло в число двунадесятых праздников, знаменующих главные вехи Божиего дела Спасения человеческого рода? Что есть такого в самом этом событии "входа"? Прежде всего, это исполнение пророчества: "Слушай, Израиль! Се грядет Царь Твой, сидя на ослице и сыне подъяремничей". В этом входе Господь был узнан и принят как Мессия. А так как Он-то всегда Им был, как Сам говорил, "на это Я и пришел", это означает, что Он себя вверил народу, лучше сказать, толпе, которая ОЖИДАЛА и, заметьте, с нетерпением и желанием ожидала Спасителя. Но только она, эта толпа, вложила в это ожидание свои человеческие страсти, а не то, что своему народу предлагал Создатель. Так что в этом шаге Господь раскрывает конфликт, несоответствие, между чаяниями человеческими и Божиими планами. Собственно, с этого всенародного открытого признания Христа Мессией начинается Его восхождение на Голгофу. Логика событий ведёт нас от славы к презрению, от тщетных надежд - к разочарованию. Как легко, и мы почти все тому свидетели, любовь сменяется ненавистью! От Господа ждали исполнения земных надежд, исцелений ради телесного здравия, свободы от Рима - ради творения своих похотей. И почти никто не пожелал остановиться и спросить: "Господи! А Ты Сам куда нас желаешь повести?"

       Вот это и есть личностный аспект сегодняшнего евангельского события. Я могу совершить множество постов и правил, дать себе множество обещаний исправиться, в конце концов, сделать множество добрых, на мой взгляд и Богоугодных дел. Но при всём при этом я могу лишь подогреть свою самость, подобно фарисею, изображённому Господом в притче о молитве мытаря и фарисея. Как легко нам за своими планами не увидеть живой воли Господней. Собственно, это есть проблема любого духовного порыва. Мы легко остываем в наших благих намерениях, и, чтобы этого не произошло, начинаем обставлять себя внешними условностями. Но евангельские события своей парадоксальностью, когда толпа сегодня кричит "осанна!", а завтра - "Распни Его", заставляют нас ещё и ещё раз вспомнить, что живит только Дух, а буква - мертвит. И то, насколько мы живы, проверяется нашей готовностью МЕНЯТЬ свои планы ради воли Господней, ради встречи с тем человеком, которого нам сегодня привёл Господь. Ведь и священник в притче о милосердном самарянине не просто гулял, а шёл от Иерусалима, торопился домой со службы! Но оставил ближнего без помощи. Как важно увидеть в событиях, досаждающих нам, руку Господню! Какую надо иметь веру, чтобы уметь отставить свои планы и сказать, подобно Исайе: "Никто не пошёл для Тебя, Господи? Вот я, иду".

И последнее. Мы все выполнили благословение Церкви о воздержании от посещении служб в связи с режимом "самоизоляции". Теперь же, в Страстные дни, как никогда, нужна СОБОРНАЯ МОЛИТВА о Божием к нам милосердии (подробнее об этом на нашей с. Приходская жизнь/Наша община и общество). Пока храмы не закрыты, СПЕШИТЕ! Спешите покаяться, спешите отблагодарить Господа за Его Жертву. Спешите прославить победу Жизни над Смертию. Скоро, очень скоро, мы не сможем прийти в храмы, даже если захотим. Мы ждём Вас, службы будут идти по расписанию.

2020 г.



5 апреля - память преподобной Марии Египетской

Пятое воскресение Великого Поста (завершающее 5-ю седмицу пощения) посвящено памяти преподобной Марии Египетской. Её житие читалось в среду вечером (на Утрене четверга) на той службе, где снова прочитывался, уже целиком, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Но среди недели далеко не все христиане имеют возможность прийти на богослужение, поэтому уставом и было назначено совершение её памяти на воскресный день. Так высоко ставит святая Матерь-Церковь её пример, сообщённый нам её описателем патриархом Иерусалимским Софронием (годы жизни 560-638). Сила покаяния привела александрийскую блудницу из Египта в пустыню (точнее, область Аравии к востоку от р. Иордан), где она БЕЗ ВСЯКИХ ПРИПАСОВ И ДАЖЕ ОДЕЖДЫ смогла провести 47 лет. Если мы думаем, что она была во сверхъестественном состоянии и почти не чувствовала голода или температуры воздуха, мы ошибаемся. Она сама поведала авве Зосиме, единственному свидетелю, что часто от изнеможения падала вовсе без сознания, что "жестоко страдала" от голода и беззащитности. И только особая милость Божия восстанавливала её и давала силы продолжать свою такую многотрудную жизнь. Важно оборатить внимание на то, что блудную жизнь она, по собственному признанию, вела в течение 17 лет, и потом столько же времени, уже после покаяния, претерпевала в своей душе разные блудные наваждения, как в виде образов и чувств, так даже в навязчивых воспоминаниях блудных песен. Удивительная твёрдость этой женской души и является наиболее важным для нас примером. Он призван поддержать нас, когда вот уже 5 недель поста прошли, и до Пасхи остаётся всего 2 недели, в которые надо постараться успеть сделать то доброе, что мы хотели за пост и не успеваем. Что-то похожее на ускорение перед финишем. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!

2020 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>