Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


Из проповеди по воскресному Евангелию о беседе Господа с самарянкой (Иоанна, гл.4)

Сегодня мы слушали беседу Господа с самарянкой и последующую его беседу с учениками. В прошлые годы мы всегда размышляли над приходом этой женщины-грешницы к Богу, о мудрой "педагогике" Христа. Но в этот раз попробуем посмотреть на само содержание бесед, изложенных глубокоумнейшим из учеников Господа Евангелистом Иоанном Богословом. Прося у самарянской женщины воды, Господь переводит разговор на тему "воды живой", под образом которой, конечно же, скрывается понятие БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА, как Сам Господь говорит самарянке, "если бы ты знала дар Божий". Сколько утешительного открывается здесь: и то, что имеющий эту "воду" не будет жаждать никогда, и что из чрева его самого истекут воды, текущие в жизнь вечную. И когда женщина выражает желание иметь "такую воду", Господь переводит разговор на нравственные условия принятия Благодати: "отец ищет Себе поклонников, покланяющихся Ему в духе и Истине". Женщина мудро замечает, что это может открыть людям ТОЛЬКО МЕССИЯ, что есть Истина, и сообщить им Дух живой. На что Господь отвечает прямо: "Это Я, Который говорю с тобою". Вот нам и ответ: будем искать исполнения воли Божией, жить в духе и истине, и испытаем то, что обещал Господь самарянке. Именно об этом гимны преп. Симеона Нового Богослова, утверждающего, что тот, кто не вкусил ощутимого Богообщения, тот ещё и не христианин вовсе. Что за "жатва", на которую посылает здесь Господь Своих учеников? Безусловно, это ПРИНЯТИЕ ПЛОДОВ Святого Духа. Скоро должно настать время, когда сеяние слова Божия на земле, начатое святыми пророками и завершённое Предтечей и Самим Господом, должно принести плод сторицею, когда души человеческие станут способными к принятию Даров Святого Духа. Это произойдёт в День Пятидесятницы с апостолами, а после этого благодать останется в Церкви НАВСЕГДА, и мы даром получаем её, как аванс, в таинстве Святого Миропомазания сразу после Крещения. 

2018 г.



Христос воскресе, дорогие! Как благодатно Пасхальное торжество...

Немного поздновато, мы поздравляем всех братьев и сестёр со Светлым Христовым Воскресением, Пасхой! С самым чУдным праздником, торжеством торжеств! Христос воскресе!!!

Интересно, что в этом году благодатный огонь сошёл настолько быстро, что, можно сказать, Святейших Патриарх Феофил едва зашёл в кувуклию, как уже и вышел с пучком Благодатного огня. Что это может быть за знак? Безусловно, это знАмение от Господа. Во-первых, ответ на всякого рода сомнения археологических исследований внутри храма Воскресения. Сказал же Господь апостолу Фоме: "принеси перст твой семо (сюда), и не будь неверен, но верен". Он ПОЗВОЛЯЕТ исследование истин веры разумом, потому что Сам есть Бог-Слово. Во-вторых, это утешение нам при приближении последних времён. Поддержка тайным мировым правительством террористов на Ближнем Востоке связана с новыми небывалыми гонениями там христиан, их уничтожением и изгнанием. Сущность того порядка, который строят там - не ислам, а сатанизм, страдают все, но В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - христиане, потому что они являются главной мишенью сатанизма. Последний имеет именно антихристианскую направленность, ведь нет "Корана от сатаны", или, у них есть только "Отче наш" наоборот, а не иудейская беррахота. И вот нам Господь как бы говорит: "В эти дни испытаний Я особенно близок Вам. Мужайтесь, с Вами Моя благодать и сила!" Очень жаль, что в этом году благодатный огонь не привезли в Шуйскую епархию. Мы очень ждали его, чтобы возжечь лампадки в нашем храме от нового огня. Слава Богу, прошлогодний у нас сохраняется.

Позравляем всех также с приближающимся Отданием Пасхи, 16 мая. В этот день, по греческому обычаю, в нашем храме вновь будет отслужена пасхальная Заутреня с Часами точно такая, как она служится на Пасху. Приходите утешиться пасхальным богослужением. Начало Заутрени в 7.30.

2018 г.



Как лучше подготовиться к приближающейся Пасхе?

           Пасха, без сомнения, главное событие церковного года. Мы призваны углубиться в переживание Пасхи от внешнего, когда это для нас как народный обычай, до глубинного, внутреннего, когда Пасха становится нашим соучастием в Воскресении Господа. Сначала оно, конечно, мысленное, в нашем представлении или воображении. Тут яркость ощущений (имеется ввиду совокупность праздничных эмоций, от ночной службы до пасхального застолья), во многом, зависит от нашей эрудиции, насколько мы всё тщательно проработали в своём сознании.
НО... Есть одна загадка, лучше сказать, сверхзадача: а можно ли пережить Пасху как своё собственное Воскресение? Это могут лучше понять те, кто были на грани или даже за гранью СМЕРТИ. Когда Ты думал, что ВСЁ, а вот, надо же, ЖИЗНЬ продолжается! Вероятно, для приближения к этому уровню есть благочестивый обычай - вместе со Христом не вкушать с ужина Великого Четверга. Это, конечно, не для всех, а то может не хватить сил встретить Пасху в храме, риск оказаться в больнице. Но прочувствовать близость смерти немного позволяет... Ещё же лучше умереть во Дни Страстной седмицы, а, может, и подольше, для своих желаний, планов, расчётов и т.п. То есть взять и перестать принадлежать себе, ни разу не высказать своего мнения, ни разу не отказать ближнему в его просьбе... Попробуйте! Без твёрдо установленного настроения "на смерть" ничего не получится.

2018 г.



Из проповеди в Крестопоклонную неделю

Сегодня мы слушаем, в изложении Евангелиста Марка, слова Господа, которые являются одними из самых труднопонимаемых речений Спасителя, можно сказать, "камнем преткновения" для маловерующих. Вот они: "...Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет ("погубит", - стоит в славянском) душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её" (Мк, гл.8). Ключом к правильному пониманию этих слов является представление о "погибели души", поэтому надо разобрать, что подразумевается под душой и о какой гибели идёт речь. Выражение "душа" часто встречается в Писании, как Ветхого, так и Нового Завета. В данном контексте оно означает не что иное, как "жизнь" (вспомним, что эти слова произносятся Господом в ответ Петру, после того, как апостол услышал впервые о предстоящем унижении Господа и Его близкой смерти и стал прекословить (говоря иначе, призывать Учителя пожалеть Себя, Свою жизнь). Желание "сберечь душу" означает самосохранение, инстинкт самости и себялюбия. Следование этому инстинкту приводит человека к состоянию "потери самого себя", того высшего духовного начала, которое в нас заложено Создателем. Мы все боимся страданий и смерти, нам даже тяжело нудить себя на труд и добро. Легко только скатываться вниз. Даже в нашем языке это отражено: мы говорим "человек распущенный" , с негативизмом, о том, кто не умеет управлять своими эмоциями и желаниями. Мы, ВСЕ люди, независимо от нашей веры, не случайно различаем в себе возвышенное и низменное - потому что мы, после грехопадения Адама, живём по образу кентавров, в нас духовное соединено с земным, человеческое - с животным, божественное - с диавольским. Апостол Павел, особо горячо ревновавший о служении Господу, с ужасом обнаруживал в себе это раздвоение: "когда я хочу творить доброе, прилежит мне злое". 

Но только Христианская вера открывает нам глаза на причину этого раздвоения, этой нашей духовной болезни - "грехом одного в мир вошла смерть, потому что в Адаме мы все согрешили" (Рим. гл.8). Корень греха - смерть, наказание-ответ неразумному творению, покусившемуся по наущению диавола "быть как боги". Благодаря свидетельству Самого нашего Создателя, пришедшего к нам человеком и на нашем языке открывшего нам правду о нас самих, мы знаем, что источником зла является болезнь греха, самости, поразившая ВЕСЬ наш организм, "нашу душу". И тот вид себялюбия, о котором мы говорили выше - распущенность, угождение плоти - ещё не самое страшное проявление этой болезни, хотя тоже ужасное. Есть ещё более страшное проявление, духовное проявление зла - гордыня, самость, самоутверждение, желание "быть как боги". И если болевшие первым видом зла - блудницы и мытари - сознавали свою греховность, обращались с покаянием к Богу и получали исцеление, то люди, одержимые вторым, духовным видом зла - фарисеи и книжники - в своей гордыни отвергли Божие спасение от себя, больше того, распяли Его - покусились устранить Бога вообще. Дело в том, что источником этого настроения, "отцом зла" является сам Диавол, он сообщает свою энергию каждому, утверждающемуся в себе и противляющемуся Божией Любви. Сегодня власть зла приобрела особо изощрённые формы, теперь они, про кого сказал Иисус, "отец Ваш диавол", заправяют жизнью человечества и специально ввергают нас, особенно молодёжь, в бездну скотских грехов, потому что им УДОБНО УПРАВЛЯТЬ стадом скотоподобных двуногих. Своих же детей они воспитывают строго, оберегая от всякой распущенности, потому что сначала надо стать "господином над собой", а тогда - можно управлять и другими. Дух истинной веры, нравственной чистоты, зиждущейся на ДОВЕРИИ Божественной воле и Его любви, вызывает у них бешенство и ненависть, и они старательно пытаются уничтожить церковь Христову на земле. 

В этих же разбираемых нами словах Сын Божий указывает нам ЛЕКАРСТВО от греха: "кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её". Это путь святых - отречение от своей воли, смирение. Нам надо учиться у них отвергаться собственных планов на жизнь, учиться следовать воле Божией. Тайна святых состоит в том, что через старание исполнять заповеди Божии они постепенно научаются живому чувству Бога, начинают ощущать Его волю в своей жизни, её повседневном потоке. Тогда наша недостаточность восполняется благодатию Божией, и она ведёт душу к Преображению во Христе. Этот путь  утверждён в самих церковных установлениях, он невозможен без смирения, без навыка послушания как основания всякой добродетели. Не случайно в Декалоге первой заповедью (из горизонтальных", обращённых на наши отношения с людьми), является заповедь о почитании и послушании родителям. Это - начало смирения. Затем мы должны научиться слушаться общественных законов, в лице наставников и учителей. Это пока всё естественное, земное. Но вот родители вводят нас в Церковь, духовную семью, и мы учимся слушаться духовника, руководителя на пути ко Христу. Исповедальная дисциплина - это новый уровень воспитания, она учит все важнейшие жизненные решения согласовывать с волей Божией, как она открывается в благословении духовника. Этот период необходим потому, что мы не сразу умеем правильно распознавать духов, различать в своём сердце волю Божию от самости.Требуется немалый опыт и определённая зрелость, чтобы мы научались различать явственно в своей совести голос Божий. И если это происходит, настоящий духовник радуется самостоятельным шагам христианской души, обретающей свой путь, своё СТОЯНИЕ перед Богом. Именно об этом последние слова Господа: "кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном..." Идёт речь о МОТИВАХ наших поступков, которыми мы руководствуемся в жизни. Надо уметь ясно их различать в себе, в своём подсознании, и уметь отсекать всякое человекоугодничество. Только любовь к Богу и людям должна стать нашим исходным мотивом, а она кажется безумием перед духом века сего. Кто научится, подобно Деве Марии, обрекать себя на поношение ради воли Божией, тот преодолеет последнюю преграду к Богообщению и вкусит Божественную награду. Вот почему среди толпы слушателей Господа были "некоторые из стоящих здесь, которые, не вкусив смерти, увидели Царствие Божие". Реальность духовного мира постигается святой душой ещё здесь, до перехода на тот свет, и мы становимся очевидцами пребывания с нами небожителей, таких как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский, или, к примеру, близкого нам по времени и месту, о.Леонтия (Стасевича). Их пример зовёт и нас к тому, что ЗАДУМАЛ о нас Создатель, ибо каждого из нас Он создал как "живой храм" для Бога. Да будет так, аминь!

 

2018 г.



Наступает крестопоклонная неделя, средина великопостного периода

Ближайшее воскресение - Крестопоклонная неделя, в среду будем отмечать преполовение Поста. Вспоминая Крест Христов, будем укрепляться в нашем малом подвиге, без которого не войти в желанное Царство Небесное, ведь, как сказал Сам Господь, "Царствие Божие нудится, и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Е". Самими условиями нашей жизни Создатель дал нам образ: в гору идти всегда тяжелее, чем катиться вниз. Помнится, как захватывающе красиво на вершине Афона, это ведь целая награда созерцать в тиши святой вершины бескрайние просторы лазурного моря и окрестные горы полуострова, сознавая, что все эти земли освящены молитвою и подвигами святых подвижников! Достойная награда за тот пот, которым обливаешься, пока поднимаешься в эти изнурительные часы подъёма. Так вот и в нашей жизни: когда войдём в вечные обители, ещё пожалеем, что мало потерпели и потрудились в эти краткие земные дни, ибо они преходящи, а награда - ВЕЧНАЯ! Будем это помнить, будем простираться вперёд к поставленной Создателем цели, будем иметь Его любящий взор пред собою в сердце всегда, и Он Сам будет помогать нам на этом нелёгком подъёме. Ей, гряди, Господи Иисусе!

МУЖЧИНАМ.  Меня тут спрашивали, можно ли поздравлять с 8 марта? И недавно хорошую мысль, как бы в ответ, от кого-то услышал: это есть хороший повод лишний раз порадовать свою супругу. Цветы подарить можно, но поздравить с наступающим праздником Иоанна Предтечи, потому что именно его память наступает сегодня вечером, с 18.00. Мы ведь так нечасто радуем друг друга, давайте этим поводом воспользуемся. А то, что к женщине как к матери и идеалу любви нужно относиться с благоговением - так это во весь год, а не только раз в году. Так что не будем их обижать этим выделением лишь 1 дня на дОлжное отношение, а подвигнемся вперёд в нашем христианском навыке - помнить с благодарностью Матерь Божию Деву Марию, а каждой женщине, тем более, девушке, желать быть на Неё похожей. 

2018 г.



15 февраля (нового стиля) - двунадесятый праздник Сретения

На Сырной седмице мы в этом году отпраздновали праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, 40-й день после Рождества Христова. В этот день Святое семейство принесло Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм "поставить перед Господом"  и принести за него благодарственную жертву-выкуп, который для бедных составлял "двух птенцов горличищных". 

Свидетельство об этом событии есть только у евангелиста Луки, самое интересное он добавляет в конце своего рассказа: святое семейство, после того, как всё было исполнено по закону, "возвратились домой, в Назарет". Ведь если читать свидетельства о Рождестве евангелиста Матфея, то создаётся впечатление долгих месяцев, а то и лет, прошедших после бегства святого семейства от Ирода в Египет и пребывания там "до умертвия Иродова", после чего старец Иосиф получил указание от ангела во сне поселиться в Назарете. Как можно согласовать свидетельства Матфея и Луки, если верить в их дословную точность? Только одним: посещение Иерсусалима на 40-й день произошло по пути из Египта в Назарет. Действительно, с нашими русскими масштабами мы забываем, что Палестина совсем небольшая страна, и граница владений Ирода была всего в 60-70 километрах от Вифлеема, а там уже и начиналась другая провинция, относящаяся к Египту. Так что, если верить свидетельствам евангелистов, пребывание в Египте было совсем недолгим, максимум, недели три, а смерть царя Ирода Великого наступила почти сразу же после кровавого преступления с убиением вифлеемских младенцев. Как страшен и неотвратим Божий суд!

2018 г.



Отрывок из проповеди в неделю о Блудном сыне

       В центре сегодняшных чтений, как Евангельского, так и апостольского, стоит понятие "блуда", не только в эротическом смысле, но онтологическом - как потери цели (отсюда, "заблудиться"). Блудит, блуждает тот, кто сбился с пути, кто имеет силы идти и, может даже, переизбыток их, но не знает, куда их приложить, чтобы это было "ко благу". В какой ситуации Господь рассказал окружающим эту прекрасную (через образы безусловной любви Отца и глубокого покаяния младшего Сына) притчу? Когда фарисеи стали осуждать Его (и высказывать Его ученикам) за то, что вокруг Него собираются "любодейцы и грешники", что они с "мытарями и блудниками" пьют и едят. То есть за близкое общение с падшими членами общества. И ведь с точки зрения Ветхого закона они правы, ведь ещё псалмопевец Давид в пророческой Псалтири сказал: "С преподобным преподобен будеши, и с нечестивым развратишися". Другое дело, что цель общения была не в беззаконии, ибо с ними общался Сам Господь, Создатель их, с тем, чтобы вернуть своих заблудших овец в лоно Отца.

       Казалось бы, главное место в притче занимает духовный образ младшего сына, его дерзкого поступка ("раздай имение" ведь означает - "умри для меня"), наступившего прозрения и возвращения. А реакция старшего ("что же ты принял этого, расточившего твоё имение с любодейцами?) выглядит как досадная помеха в заключение романтической концовки. Но по размышлении, для КОГО и ПО КАКОМУ поводу была рассказана эта притча, понимаешь, что, пожалуй, соль притчи в ином - во взаимоотношениях старшего и младшего. Ведь возмущение старшего кажется справедливым, действительно, ведь это он день и ночь старался о прибытках имения своего отца и ему даже "козлёнка не дали, чтобы повеселиться со своими товарищами", а тут - целого быка закололи! Но в том-то всё и дело, что мы наши взаимоотношения меряем справедливостью, и младший справедливо искал только лишь "наёмником" стать у отца своего: "недостоин я называться сыном твоим". Чем же тогда старший вызывает нашу досаду? Краткими штрихами Господь Иисус создаёт образ такой любви, что она отражает ИНОЕ отношение к нам - образ любящего Отца, который ещё ИЗДАЛЕКА видит возвращающегося блудного сына и, выбегая ему навстречу, обнимает его, то есть ждёт его много лет! Это образ безусловной, всепрощающей любви, который кажется даже нереализуемым в наших земных условиях (ведь "так можно распустить молодежь!"). Тут вспоминается характерный образ из поэмы М.Горького, осторожного человека, который на всякий случай пригасил ногой догорающее сердце Данко. И вот именно прикосновение к нашей душе этого чувства ЛЮБВИ ПОДЛИННОЙ, ВЕЧНОЙ и входит в контраст с мелочной справедливостью старшего.

              И тогда понятие "блуда" раскрывается в новом свете: это нежелание жить жизнью духа, это отсутствие "дерзновения". На Руси замечено, что пьяницами чаще становятся люди, добрые сердцем, расчётливая, холодная натура никогда не позволит себе "широкого жеста". Такая натура, не ведая своего блага, и пускается "во все тяжкие", скоро исчерпывая свои иллюзии. И тогда со всей страстностью обращается к Богу, Источику жизни. Конечно, иной путь лучше - когда вся энергия души обращена к Богу "от юности моея", как у преп. Сергия. Но горазде страшнее состояние безэнергийное, когда человек с детства учиться высчитывать свою выгоду. Вот из таких вырастают иуды или "осторожные люди" из Горького. Это сотояние страшнее, потому что в такое сердце не придёт Господь.

2018 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>