Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


В прошедшее Воскресенье, 30 июня - память всех русских святых

      Замечательный праздник, вошедший в богослужебный обиход в ХХ веке - праздник всех святых Русской церкви. Богодухновенная, высоко поэтичная и нравственно назидательная служба этого дня, второго воскресенья после Дня Святой Пятидесятницы, была создана в тяжёлые 20-е годы святым исповедником епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), который сам был наследником русской святости и канонизирован в начале ХХI века.  Накануне вечером в субботу на Всенощной служится Лития, на которой перечислятся имена всех "звёздочек" русского церковного небосклона, а их более 3 тысяч! Но так хочется КАЖДОГО почтить, ведь многие из них наши родственники, пусть нам даже неведомые, ведь мы, живущие на русской земле, все связаны друг с другом тысячами невидимых нитей.

      На Литургии мы читали в честь них Евангелие от Матфея с Заповедями блаженств (отрывок из Нагорной проповеди) и проповедь Владыки Антония, митрополита Сурожского, где он выделяет три характерные черты русской святости - необыкновенное терпение русских святых, их добровольную униженность и удивительную любовь не только к ближним, но и к врагам. При этом он точно замечает, что все эти черты свойственны Господу и другим святым тоже, но у русских святых они как бы выделены. Есть в его слове и обличение: если у нас вместо смирения - гордыня, вместо терпения - себялюбие, а к врагам - зложелание, то не станем ли мы выродками, несмотря на наше "православие"? Будем просить наших святых сродников помочь и нам, теплохладным, возгореться святой ревностью о богоугождении и приобщиться огненной благодати Святого Духа, столь ярко просиявшей в них!

2019 г.



2 июня - неделя о слепом (шестое воскресение после Пасхи)

В течение всей Пятидесятницы мы в православных храмах читаем Евангелие от Иоанна. Вспомним, что самыми ПЕРВЫМИ словами, которые были написаны с изобретением "кириллицы", были начальные слова этого Евангелия, которые мы слушаем всегда на Пасху: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С них богомудрый философ Константин начал дело перевода Божественного Откровения на славянский язык. Почему? Евангелист Иоанн глубже всех евангелистов раскрывает нам Божество Господа Иисуса Христа, подробно передаёт самые Его сокровенные беседы. Ближе всего подводит к разумению тайны Боговоплощения.

Вот и сегодня мы слушаем поведанную им историю исцеления в Иерсусалиме слепорождённого человека, которому Спаситель вернул зрение через тридцать лет жизни во тьме. Ключевыми словами этого сюжета представляются слова исцелённого человека, сказанные совопросникам, сомневающимся в источнике этого чуда: "Удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Исцелённый без страха пред врагами Христовыми исповедал Его Божиим пророком, в результате чего они сказали ему:"Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?" - и выгнали его вон. Здесь мы видим одно типическое для любой религии явление: замыкание знатоков её в некую "жреческую касту", которая присваивает себе право судить, что от Бога, и что - нет. Зимой мы все переживали о том случае, когда священник сбил на автомолибе на переходе женщину и потом "утешал" её, говоря: "Вас Бог остановил через это на ваших грешных путях". Хочется, чтобы наши батюшки были нам отцами, а не такими знатоками-жрецами как здесь, вот почему наша Церковь бескомпромиссно борется с католической ересью непогрешимости папы и особой благодатности священства. Для нас - один Дух, одна благодать дышит и в Божественной Литургии, и в пророчествах старца, и в святых мощах.  В словах слепца есть поразительная правда, в то же время обличающая нас: "Кто чтит Бога и творит волю Его, того Он слушает" А мы-то Бога чтим, вот, каждое воскресенье за шиворот себя берём и перед Престолом ставим, но ВОЛЮ Его исполняем ли? Часто ли мы себя спрашивает в сердце своём, прежде чем что-то сделать, тем более, что-то сказать: "А угодно ли это Богу". Именно этим отличаются святые от нас. Вот старец Силуан, когда приезжал в 1905 г. в Россию, получил в поездке от попутчика предложение закурить сигару, естественно, отказался. Но когда тот от смущения стал оправдывать себя, что не такой уже это грех, предложил тому перед закуриванием прочесть "Отче наш". Тот честно признался, что как-то не идёт молитва к такому делу, на что старец продолжил: "Так вот любое дело, которое не соответствует духу искренней молитвы, не угодно Богу". Очевидно, каждое своё дело старец поверял такой поверкой, ИСКРЕННО молился перед его свершением и получал помощь Духа Святого. А разве это нам не доступно? Разве не сказал Господь: если Вы, лукавы суще, умеете давать благие даяния детям вашим, неужели Бог не даст Духа Святого просящим у Него?"

Господь дал слепорождённому не только физическое зрение. Он знал сердечное стремление каждого верующего сына Израиля - надежду увидеть Спасителя. Почему и спросил исцелённого: "Ты веруешь ли в Сына Божия?" "А кто Он, господин, чтобы мне веровать в Него?" "И видел ты Его, и Он говорит с тобою". На что тот воскликнул "Верую, Господи", и поклонился Ему. За рамками чтения остались  следующие затем слова Господа: "На суд я пришёл в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы". Тоже страшные слова, которые показывают, что есть добровольная слепота, слепота совести, отречение от своего духовного зрения, которое и есть хула на Духа Святого, не прощающаяся вовек. 

2019 г.



22 мая, в день перенесения мощей св. Николая - на нашем приходе "малый" престол

Как известно, праздников святителя Николы-Угодника - два, зимний и вешний. И если зимний является нашим "главным" престольным праздником, на него мы ходим на Крестный ход к Лазаревской часовне, то этот для нас - тоже престол, но только "малый", как бы домашний, который мы празднуем, так сказать, для себя, потому что чтим и любим святителя. В этот день мы как на Рождество или Пасху собираемся вместе за столом, не чтобы подкрепиться перед крестным ходом, но просто побыть вместе и пообщаться.

На проповеди о. настоятель напомнил о духовной связи нашего народа со святелем, об опыте прибегания к Николе с молитвами и помощи от него. Рассказал о Явлении святителя на Сохотском болоте (там теперь монастырь близ с. Антушково) и о Годеновском кресте. Интересную историю о помощи святителя рассказала нам на трапезе Надежда Чугунова, которая узнала её, когда лет 6 назад лежала в онкобольнице. Её соседка по палате была равнодушка к вере и Церкви, пока не заболела раком, причём в 4-й степени. Узнав от Нади о вере, она горячо поверила Богу и поехала в Годеново, где ныне хранится явившийся на болоте Крест Господень, молилась Спасителю и святителю Николаю. После этого резко изменились её анализы, и если раньше врачи отказывались давать какое-либо лечение, считая состояние безнадёжным, то после поездки стали проводить химиотерапию. И женщина воспряла не только телом, но, главное, духом. Прожила ещё целый год активной добродетельной жизни, подготовилась к встрече с Богом, и примерно через год перешла в Вечность. Можно только добавить, что саму Надежду Господь тоже оставил нам пожить, видит, что некому больше у нас на клиросе петь!

2019 г.



Наступили Страстные дни

Вот и Страстная седмица, последняя возможность хоть как-нибудь поусердствовать в борьбе с собой. А то придём к Воскресшему Господу с пустыми руками. Он протянет к нам Свои Божественные руки, пробитые гвоздями, позовёт унаследовать Своё Царство, а мы - ведь там будет видна каждая наша промелькнувшая мысль и, тем более, склонность наших сердец - мы увидим, как мы в минуту Его смерти за нас о Нём вообще не думали, а знали только себя, и нам будет невозможно стыдно принять эти объятия! Как сказал блудный сын: "Отче, недостоин называться сыном, приими меня хотя бы в число наёмников Твоих"! Только есть ещё и народная наша мудрость: "Со свиным рылом да в калашный ряд"... Рыло-то видно будет, как мы наденем корону, венец, тот же самый, которым будут увенчаны МУЧЕНИКИ за веру, до смерти бывшие верны Господу! Спешите на молитву, спешите на добрые дела, терпите с готовностью всё, что Господь ниспошлёт. Остаются последние минуты доказать свою верность Господу...

Храм ждёт Вас на страстные богослужения. Подробно см. в расписании чуть ниже, здесь только напомним, что начиная с Великой Среды в храме по 2 богослужения ежедневно, утром и вечером. А в пятницу вообще ТРИ! И как отрадно, когда кроме ангелов на службу заходит кто-нибудь из прихожан, несмотря на загруженность делами к Пасхе.

 

2019 г.



5-е Воскресение Великого Поста - память преп. Марии Египетской

Сегодня мы вспоминаем пример покаяния, дарованный нам Самим Богом - из исповеди кающейся грешщницы старцу Зосиме мы узнаём историю о том, как силен Бог восставить грешника! Как его милость заглаживает всё наше недостоинство... Как любящий Отец с любовию принимает каждого, искренно обращающегося к Нему... И насколько никчемно наше собственное исправление! Огонь покаяния, вытравивший из сердца Марии всю её греховную скверну, жжёт и нашу совесть со всей нашей теплохладностью. Она решилась с 6-ю батончиками хлеба уйти на всю оставшуюся жизнь в суровую пустыню, а мы - не то, чтобы хотя бы наш пост с винегретиками держать, мы даже домашние свои хлопоты не желаем оставить, нам и постом некогда в храм сходить (но ежедневная порция телефонных разговоров остаётся почти неизменной)! Вот какой контраст, и нет нам оправдания. Преподобная матушка Мария, ты теперь рядом со святыми ангелами лицезреешь Самого Господа, испроси у Него решимости для наших сердец!

2019 г.



Идёт крестопоклонная неделя (седмица)

Вслед за "Крестопоклонным" воскресением ( в этом году - 31 марта) наступает средняя, 4-я седмица Великого Поста, тоже Крестопоклонная, потому что в понедельник, среду и пятницу в тех храмах, где ежедневная служба, совершается чин поклонения изнесённому на аналой Кресту Господню. Так Святая Церковь оказывает нам помощь в нашей подготовке ко грядущей Пасхе,чтобы мы не ослабевали в том духовном делании, которое предполагается постом. Слушаем слова Господа: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк 8.34). Размышляя над этими словами, понимаешь, что здесь Спаситель призывает Тебя к малому подвигу самоотвержения. Но с каким удивлением прочитал я недавно проповедь святителя Луки Крымского на этот день, в которой он называет эту седмицу "утешительной". Оказывается, взирание на Крест Христов действительно может УТЕШИТЬ нас, потому что Господь нам как бы говорит с него: "Видите, я тоже страдаю вместе с Вами. Вам трудно, а мне во сто крат тяжелее. Потерпим немного, скоро победим!" Как подчёркивает святитель, наши христианские страдания, в отличие от всех других, добровольны, безропотны, а потому ДРАГОЦЕННЫ в очах Господа. Вот какая мудрая мысль, придающая силы с бодростью дожить до Пасхи!

2019 г.



Неделя 2-я Поста - память святителя Григория Паламы

              Каждое из великопостных воскресений имеет своё особое посвящение, связанное с "лествицей" духовного восхождения этого периода. Первое воскресение - праздник Торжества Православия, суть которого - воспоминание о победе догмата иконопочитания. Смысл его напрямую связан с постным "деланием", потому что на этом основыватеся учение "об освящении творения", отражающее нашу веру в то, что земное начало может проникаться духовным, плоть может стать облагодатствованной. В этом и смысл постного делания - чтобы просветить, по слову Ильина, инстинкт духом, высветлить нашу земную энергию. Это очень интересная тема для стыка психологии и религии, потому что здесь заложены основы для понятия "сублимации", возвышения естественных энергий человека в сверхсознательные. Наиболее ярко это происходит у гениальных людей, которые, живя рядом с нами, подобны ангелам, сошедшим с небес. 

            Второе воскресение - посвящено святителю Григорию Фессалонитскому архиепископу, защитнику энергийной парадигмы в богословии. Это настолько важное отличие православного подхода  к человеку и духовной жизни, что оно наложило отпечаток на всю восточно-европейскую культуру, сделало нас непонятными для рационалистического Запада, который вышел из-под влияния католической схоластики. В середине ХХ века католики открыли для себя эту нашу особенность, и с тех пор произошло немало переходов их научных деятелей в Православие именно по этой причине, как призннаие глубокой правоты восточного христианства. Но мы, обладая таким сокровищем, мало себе отдаем о нём отчёта, потому что это требует от нас глубины, а нам легче скользить по поверхности. Святитель Григорий сумел обосновать учение о благодати как нетварной божественной энергии, которой мы приобщаемся ЛИЧНО через молитву, защищая его от рационалистов, называвших фаворский свет "сотворённым". Эта же проблема ещё раз вколыхнула православный мир в 1911 году, когда с Афона выслали т.н. "имябожников", осудив их с рационалистических позиций. Бурные события революций отодвинули эти проблемы на второй план, но А.Ф.Лосев и др. русские мыслители сумели со временем показать, что имя Божие, призываемое в Иисусовой молитве, действительно является носителем этой Божественной энергии. Конечно, свято не сочетание букв само по себе, но ЛИЧНОСТЬ Того, Кто призывается в этой молитве. А потому, как плоть у святых становится духоносной, так и само звучание имени Божия становится также благодатным. Мы же почитаем святые мощи, хотя сами святые были при жизни такие же как мы люди, НО - Сам Бог свидетельсвтует о причастности их плоти Святому Духу. Вот так и МОЖНО почитать Имя Иисусово. В любом случае, явление "старчества", наиболее ярко проявившееся в жизни Оптиной пустыни, как преемство духовной школы, показывает, свидетельствует нам, что учение об энергии выливается на практике в некое "искусство святости", к которому призваны приобщиться все искренно желающие приблизиться к Богу. Пожелаем Вам успехов в этом важнейшем деле Богоугождения!

2019 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>