Существуют ли "православные" психология и педагогика?

Есть люди, кто полюбили Христа и Церковь и желают приобщить к сокровищнице Православия молодое поколение. Это и родители, и преподаватели, и энтузиасты. Но при этом мы встречаем множество проблем. Давайте вместе обсудим их

Модератор: mariya_adm

Ответить
отец Алексий
Сообщения: 52
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Существуют ли "православные" психология и педагогика?

Сообщение отец Алексий » Сб сен 21, 2019 7:06 am

В конце 90-х годов вышел объёмистый том о.Евгения (Шестуна) "Православная педагогика", который был представлен как учебник для семинарий и духовных училищ. Но при заглядывании туда, увы, виделась структура обычного советского учебника, где в темах "воспитание", "содержание образования" Ленин с Марксом были заменены на Евангелие, а партия - на Церковь. С тех пор прошло уже 20 лет, но мало что изменилось. Никто даже не задумывается о том, что означает само название "ПРАВОСЛАВНАЯ" психология или педагогика?! Не потрудится "открыть велосипед", потому что В.В.Зеньковский ещё в начале 50-х годов буквально "кричал" в своих статьях, что педагогика может быть православной, если она будет содержать такой ПОДХОД к педагогическому делу, который бы всерьёз отличался от католического или протестантского. У нас всё просто: если мы как учителя пришли в православную школу, то наша деятельность АВТОМАТИЧЕСКИ становится православной. И не задумываемся над тем, а можно ли вообще отличить то, что мы делаем, от идеологии? Забываем, что идеология коммунизма рухнула потому, что была механистической, меняла форму управления, а не самого человека, вот и получилось, что коммунисты-управленцы САМИ уничтожили свой строй, потому что оказались КАК ВСЕ люди, надо было своим сынкам передать полученную власть, отчего пришлось отказаться от старых идеалов.

Ставя этот вопрос, отец Василий сам и отвечает на него: она МОЖЕТ И ДОЛЖНА стать православной, потому что мы исходим из иного вИдения человека, чем схоластическое мировоззрение Запада, имплицитно содержащееся во ВСЕЙ посткатолической культуре. Это и неправильное понимание действия Божия в человеке, и превозношение личностного над соборным, и ущербное понимание свободы, и даже непонимание "проблемы Зла" (вера в "доброту природы" или в прогресс - оборотная стороны последней ошибки). То есть православная антропология приводит нас к православной психологии, а та уже вооружает нас особым подходом к делу воспитания и образования. Какая требуется от нас глубина! А мы-то думаем, что если мы прослушали краем уха курс православного катехизиса или, тем более, православной (?) педагогики, то уже и стали учителями Православия... Горе нам, слепцам, ведущим слепых!

Ответить