Мировоззрение как педагогическая проблема

Есть люди, кто полюбили Христа и Церковь и желают приобщить к сокровищнице Православия молодое поколение. Это и родители, и преподаватели, и энтузиасты. Но при этом мы встречаем множество проблем. Давайте вместе обсудим их

Модератор: mariya_adm

Ответить
отец Алексий
Сообщения: 52
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Мировоззрение как педагогическая проблема

Сообщение отец Алексий » Вс сен 08, 2019 8:01 am

Когда мы учились в педвузах, нам на возрастной психологии вскользь говорили, что существуют разные уровни развития личности, и высший из них - это когда у личности наблюдается единство мировоззрения и нравственной жизненной позиции. Но преподаватели, кроме этой формальной декларации, совсем не объясняли, какие критерии прихода к этому уровню существуют и как этого достигать. Дело в том, что большинство самих наших преподавателей не дотягивали до этого уровня, и потому слова о единстве мировоззренческой и нравственной сфер оставались для них самих пустым лозунгом. Но, оказывается, человек не может быть СОЗНАТЕЛЬНО верующим, если он этого уровня не достигнет. В противном случае он станет верующим "частично", украдкой, будет стесняться своей "неполноценности", будет раздвоен в самых своих искренних порывах и робок по сравнению с воинствующими циниками-материалистами, которые открыто глумятся над нашими христианскими ценностями, говоря: "наглость - второе счастье". Похоже, что это сделано специально, чтобы вынуть сам стержень православного сообщества. Ведь не случайно не только из школ, но уже и из вузов изгнали логику как практикум по системности и точности мышления, философию и религоведение, а психологию сделали наукой о душе без самой души. И активно сокращают часы на РУССКИЙ ЯЗЫК, а это - ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ.

Мы верим, что Бог сотворил мир. А нам до сих пор на астрономии "впаривают" устаревшую теорию Лапласа о происхождении звёзд путем сгущения туманностей. Мы верим в душу, как высшее начало жизни, а наша анатомия деликатно умалчивает основную тему - как организм слушается "команд" души, рассказывая про пироговских собак. Мы верим, что человек есть венец Божия творения, а нам на биологии как "научную" внушают сказку о превращении обезьяны в человека, не отвечая даже на первый вопрос: это одна обезьяна мутировала так, что стала человеком, и потом у этого "проточеловека" от самки обезьяны всё равно родился человек, или они "с милой вдвоём" мутировали за три миллиарда лет одновременно? Ведь мало ли что произойдёт за ТАКОЙ промежуток лет?! И выходят из школы люди, который имеют в сознании набор штампов, и критически осмысливать их НЕ СПОСОБНЫ. Таким по ТВ можно внушить всё, что угодно. Удобно управляемая масса. А сто десять лет назад КАЖДЫЙ гимназист в Российской империи изучал курс Психологии Г.И.Челпанова, автора замечательной монографии "Мозг и душа" одновременно с научной и христианской позиции. Чтобы иметь свою точку зрения на все вызовы воинствующего материализма, человек должен иметь не только фундаментальную подготовку по всем наукам, но иметь системное критическое мышление, да ещё волю согласовать свою жизнь с теми выводами, которые он сумеет сделать. Ещё Паскаль заметил, что если бы положения геометрии так же касались нашей жизни, как положения религии, они бы вызывали не менее яростные споры. Увы, а теперь уже и спорить разучились, разве только скандалить и кричать в телестудиях...

отец Алексий
Сообщения: 52
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Re: Мировоззрение как педагогическая проблема

Сообщение отец Алексий » Пт сен 13, 2019 6:14 am

Хотелось ещё немного добавить по проблеме мировоззренческого единства школьных дисциплин. Оказывается, такая проблема была и в казалось бы такой православной Российской империи. Об этом честно писал в своих воспоминаниях о школе начала ХХ века В.В.Зеньковский, до рукоположения занимавший в 1918 г. в Киеве должность министра образования. По его свидетельству, сам строй мысли, формируемый безбожным либеральным духом, царившем в "культурном" обществе, делал Закон Божий нелепым предметом в глазах гимназистов. Самые умные из них издевались над положениями веры и заодно над батюшками, потому что это никак не сходилось с тем, что они имели на всех остальных предметах и, главное, во всей самой обстановке и духе секулярного "культурного" общества. У него есть замечательная статья "О кризисе культуры", в которой он прекрасно показывает, что кризис секуляризма, хотя и имел происхождение в западнохристианской парадигме, однако затронул и наше православное по происхождению общество, по причине того, что мы сами себе искусственно привили проблемы "западничества" в эпоху Петра и Екатерины.
Христианство - это не сладенькая сказочка о Санта-Клаусе и не набор приятных традиций. Это, прежде всего, иной СПОСОБ ЖИЗНИ, когда мы всегда готовы на жертву ради Бога и ради ближнего. Смысл веры лежит в плоскости Инобытия, мы учимся "ХОДИТЬ ПЕРЕД БОГОМ", а всё остальное - "прикладывается" нам Создателем, по Его слову: "Ищите прежде Царствия божия и правды его, а остальное приложится вам". И за нашу искренность с Ним нам, как народу, были приложены: удивительные по глубине культура и язык, пятая часть суши, способность окультуривать множество диких племён, непобедимая армия, элита, своими руками освободившая свой народ от крепостного права!.. Можно долго перечислять. Но суть-то не в деталях, не в последствиях, а в источнике - в народном духе, в вере. И для того, чтобы быть понятым, христианство требует немалой глубины в человеке.
Наш церковный Синод лет 10 назад очень хлопотал о том, чтобы на законодательном уровне было разрешено приходить в школы священнослужителям. Приходить со Словом о Боге. Чтобы при этом было соблюдение добровольности, только по согласию родителей. И вот мы, слава Богу, имеем курс ОРКСЭ, государство в лице Министерства образования признало религию неотъемлемой ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Чаще всего его поручают вести учителям, хотя прописано, что религиозные общины имеют право собирать родителей и привлекать к участию в преподавании своих специалистов. Казалось бы, как хорошо! Но не задумались во всей этой истории о другом, о главном - а КАК мировоззрение, представляемое верой, будет сочетаться со всем остальным, что даёт школа, с другими предметами, с общественной моралью?
Ведь современное общество не способствует формированию той глубины душевной жизни, на которой может быть воспринята христианская вера, отчего души часто оказываются не способными УСЛЫШАТЬ Слово, вера воспринимается как род суеверия, то есть простой набор традиций, один из наборов. Вот почему священник легко покажется в школе монстром. Единственное, что облегчает ситуацию, это помещение в учебном плане курса ОРКСЭ в 4-5 классы, когда ещё, по определению, сознание детей не способно осознать проблему мировоззренческой несостыковки. Но тем самым мы закладываем проблему на будущее. Надо ставить её внятно и откровенно прямо сейчас: как добиться отмены идеологического засилья "лженаучности" позитивистского мировоззрения?! А для этого надо хотя бы, в первую очередь, восстановить на Рождественских чтениях секцию Креационизма.

Ответить