Ситуация: потеря интереса к учебе у старшеклассников
Добавлено: Пт май 11, 2018 9:58 am
Такого рода проблемы стали правилом нашей действительности. И дело тут совсем не в том, что виновата школа. Школа не виновата, виновата семья. Эти процессы начинаются в семье из-за отсутствия идеологии и исторических перспектив у целого народа. Какие идеи сейчас движут народом? Созидательные? Мы вырастем и будем трудиться на благо чего? Или кого? На благо Родины? Или кому-то увеличивать капитал? Что, много справедливости мы видим вокруг? Всё для блага человека? Или мы ежедневно сталкиваемся с негативом, несправедливостью, цинизмом, преступным равнодушием власть имущих? Взрослые сами приносят домой всё это, говорят об этом, взрослые сами угнетены этим всем. Это всё передаётся детям. Можно сказать: "Не приносите домой деструктивных отношений". Но Вы же не в состоянии это сделать. Значит, нужно найти такие опоры в сознании взрослеющего ребёнка, которые бы перевесили негатив окружающего мира.
С точки зрения Ирины Шамолиной, есть психологический период "расшколивания". Но мы с этим не согласимся. Это глубокие поражения всего общества - обессмысленность будущего. Так что нам, родителям, нужно найти смысл жизни для наших детей и показать его им. Просто, чтобы им ЖИТЬ захотелось. А вот когда захочется жить, тогда и учёба, и любой труд будут в радость. Покажем настоящий смысл учёбы, покажем, как учёба прикладывается к жизни: та же химия, та же физика, русский язык. Например, химия: ремонт в доме, кухня, стирка. Геометрия: планирование дома, дачного участка, постройки, вычисление высоты крыши строения с земли. И это малая толика того, что можно показать ребёнку. Можно, например, попросить дочку написать объяснение в любви интеллигентному мальчику, потом прочесть письма великих Х1Х века к своим любимым. Будем смотреть по вечерам старые советские экранизации, исторические фильмы, разговаривать с детьми на жизненные темы и о человеческом достоинстве при свечах и пирожках. Не верьте тем, кто говорит о прогулках, кружках, развлечениях. Учёба - это каторжный труд. Те, кто гуляет - это начальная школа, но потом это аукнется попозже. Мы тоже с младшим (вроде такой талантливый!) гуляли, развивались, потом "за пять минут до аттестации" укладывали всю программу в одну неделю, сдавали всё на "пять" и были счастливы. Но это аукнулось уже в 5 классе! Нерегулярность занятий не даёт прочных знаний и не вырабатывает навыков!
Единственно, что поможет эффективнее расходовать время - принцип прохождения программы по академику М.П.Щетинину. Это "принцип погружения" в науку. Т.е. пока не освоим одну науку, не трогаем другую. Изучение учебника начинаем с оглавления. Сначала постигаем, что же именно изучает данная наука, какова структура,- это всё по оглавлению и по 1 главе учебника. И учим не по параграфу в день, а прочитываем, как роман, желательно весь учебник за день (математика и русский - по главам). Этим вы уясните общие вопросы, потом перейдёте к частностям. Переходя к частностям, схематично представьте весь предмет на бумаге. И потом нагляднее будет смотреть на этот плакат и говорить:" А вот сегодня мы займёмся вот этим вопросом (не разделом, а вопросом, потому что мы его себе ставим и уясняем) в этой науке". И тогда главы и параграфы свяжутся в единое целое. По такому принципу мы за неделю постигали географию, биологию (биологию учим, как иностранный язык, заводим словарик и учим термины), историю (делаем ленту времени параллельно для всех цивилизаций, потому и узнаём, что Елизавета Английская была современницей Ивана Грозного и т.д.), обществознание, химию. Физику, алгебру, геометрию, русский язык отрабатываем по главам и выполняем все упражнения без исключения. Сначала прочитываем весь материал главы, напр., читаем ВСЁ про треугольники, уясняем себе суть, потом отрабатываем подробности в задачах и вслух пытаемся доказать теоремы. Здесь я ведь изложила общие принципы. Пишите, дорогие читатели, если есть вопросы по отдельным предметам.
Приближается лето. Всем родителям старшеклассников совет: перед 9 классом отдых - минимальный. Начните заниматься сейчас, но грамотно заниматься, не тратя времени впустую.
С точки зрения Ирины Шамолиной, есть психологический период "расшколивания". Но мы с этим не согласимся. Это глубокие поражения всего общества - обессмысленность будущего. Так что нам, родителям, нужно найти смысл жизни для наших детей и показать его им. Просто, чтобы им ЖИТЬ захотелось. А вот когда захочется жить, тогда и учёба, и любой труд будут в радость. Покажем настоящий смысл учёбы, покажем, как учёба прикладывается к жизни: та же химия, та же физика, русский язык. Например, химия: ремонт в доме, кухня, стирка. Геометрия: планирование дома, дачного участка, постройки, вычисление высоты крыши строения с земли. И это малая толика того, что можно показать ребёнку. Можно, например, попросить дочку написать объяснение в любви интеллигентному мальчику, потом прочесть письма великих Х1Х века к своим любимым. Будем смотреть по вечерам старые советские экранизации, исторические фильмы, разговаривать с детьми на жизненные темы и о человеческом достоинстве при свечах и пирожках. Не верьте тем, кто говорит о прогулках, кружках, развлечениях. Учёба - это каторжный труд. Те, кто гуляет - это начальная школа, но потом это аукнется попозже. Мы тоже с младшим (вроде такой талантливый!) гуляли, развивались, потом "за пять минут до аттестации" укладывали всю программу в одну неделю, сдавали всё на "пять" и были счастливы. Но это аукнулось уже в 5 классе! Нерегулярность занятий не даёт прочных знаний и не вырабатывает навыков!
Единственно, что поможет эффективнее расходовать время - принцип прохождения программы по академику М.П.Щетинину. Это "принцип погружения" в науку. Т.е. пока не освоим одну науку, не трогаем другую. Изучение учебника начинаем с оглавления. Сначала постигаем, что же именно изучает данная наука, какова структура,- это всё по оглавлению и по 1 главе учебника. И учим не по параграфу в день, а прочитываем, как роман, желательно весь учебник за день (математика и русский - по главам). Этим вы уясните общие вопросы, потом перейдёте к частностям. Переходя к частностям, схематично представьте весь предмет на бумаге. И потом нагляднее будет смотреть на этот плакат и говорить:" А вот сегодня мы займёмся вот этим вопросом (не разделом, а вопросом, потому что мы его себе ставим и уясняем) в этой науке". И тогда главы и параграфы свяжутся в единое целое. По такому принципу мы за неделю постигали географию, биологию (биологию учим, как иностранный язык, заводим словарик и учим термины), историю (делаем ленту времени параллельно для всех цивилизаций, потому и узнаём, что Елизавета Английская была современницей Ивана Грозного и т.д.), обществознание, химию. Физику, алгебру, геометрию, русский язык отрабатываем по главам и выполняем все упражнения без исключения. Сначала прочитываем весь материал главы, напр., читаем ВСЁ про треугольники, уясняем себе суть, потом отрабатываем подробности в задачах и вслух пытаемся доказать теоремы. Здесь я ведь изложила общие принципы. Пишите, дорогие читатели, если есть вопросы по отдельным предметам.
Приближается лето. Всем родителям старшеклассников совет: перед 9 классом отдых - минимальный. Начните заниматься сейчас, но грамотно заниматься, не тратя времени впустую.